29.02.2024

Игровой движок — комплекс прикладных программ, с помощью которых разработчики компьютерных или мобильных игр создают графику и звук, обеспечивают перемещение персонажей, генерируют физические эффекты и графические сцены. Подробнее в статье, которую проверил преподаватель GeekBrains Евгений Абумов. Проще говоря, игровой движок — это инструмент для создания игры. Он позволяет разработчикам воплощать свои фантазии в реальность, сосредоточившись на идее, а не на технических деталях. Разработчики используют движки потому, что это занимает меньше времени, чем создание игры с нуля. Точно так же, например, если мы хотим написать текст, то используем Google Doc с встроенными инструментами, шрифтами, форматированием, а не программируем свой текстовый редактор. Основные возможности движков Обнаружение столкновений. В компьютерных играх обнаружение столкновений нужно для того, чтобы сохранялась иллюзия твёрдого мира. Эта функция не даёт персонажам игроков проваливаться через пол или проходить сквозь стены. Звук. С помощью звука среда в игре становится более правдоподобной. Например, если действие сцены происходит в армейском лагере, вы сможете услышать марш, перезарядку или выстрелы оружия, пение, стоны раненых солдат и т. д. Или в игру включаются саундтреки, которые вызывают у игрока различные эмоции. Графический рендеринг. Рендеринг — это заключительный процесс создания изображения или анимации на основе компьютерной модели. При рендеринге объектов или персонажей учитываются геометрическая форма модели, точки обзора, текстуры, затенение и освещение. Затем движок преобразует его в цифровое изображение или растровую графику. А в зависимости от того, насколько мощный ваш движок, быстрее будут отображаться изображения. Это только несколько примеров. С помощью движков настраивают «законы физики» в игре, прописывают анимацию, создают навигацию и так далее. Какими бывают игровые движки Различают следующие типы игровых движков: 3D-движки. Они предназначены для создания трёхмерной графики, то есть объёмной. 2D-движки. Используются для создания традиционных консольных игр, таких как Super Mario и Pac-Man. Они создают пиксельную анимацию без трехмерности и с ограниченными эффектами. Такие движки сильно оптимизированы по скорости. Мобильные движки. Предназначены для создания игр, в которые можно играть на мобильных устройствах. Такие движки специально оптимизированы под устройства с небольшой мощностью и чаще всего просты в использовании. Кроссплатформенные движки. Эти движки создают игры, в которые можно играть на разных платформах. Игровые движки также можно разделить по использованным для них программам: Специальное ПО — помогает собрать игру посредством удобного и понятного интерфейса. Фреймворк — набор функций, которые нужно объединять самостоятельно, но при этом с возможностью отслеживать процессы. При этом движки отличаются по типам лицензии: Платные — доступ по подписке или после разовой оплаты. Бесплатные — использование таких движков не требует оплаты, но создателям придется отчислять процент от реализуемых на них игр. С открытым исходным кодом — можно использовать без ограничений. Список современных движков и игр, созданных с помощью них: Unity — Sunless Sea, Firewatch, Monument Valley; Unreal Engine 4 — Final Fantasy VII Remake, Borderlands 3, Fortnite, Abzû, Observer; CryEngine 3 — Crysis, Hunt: Showdown, Kingdom Come: Deliverance; Source, Source 2 — Artifact, Counter-Strike 2, Dota 2, Dota Underlords; Creation Engine — The Elder Scrolls V: Skyrim, Fallout 4, Fallout 76; Godot — Kivano Game, Bytten Studio, Chasing Carrots; Cocos2D — AFK Arena и Clash of Kings; Game Maker Studio 2 — Chicory: A Colorful Tale, Katana Zero, Toodee and Topdee; и другие. Самыми популярными и продвинутыми движками в индустрии считают Unity, Unreal Engine, CryEngine, RPG Maker, Godot Engine. Факт В 2022 году появились опасения, что доступ отечественных разработчиков игр к зарубежным движкам Unity и Unreal Engine может быть ограничен из-за санкций. Поэтому холдинг VK запустил разработку первого российского игрового движка, которому дали название Nau Engine. В сентябре 2022 года стало известно , что на его разработку VK запросил у Минцифры субсидию 3 млрд рублей. Пример упоминания на «Секрете» «Как обычно появляются игровые движки? Кто-то делает игру и пишет под себя 3D-движок, а потом начинает его перепродавать. Так вышло, например, у Epic Games c Unreal Engine. Но есть большая разница — внутренняя разработка для команды и продукт наружу, который будут использовать другие разработчики». (Разработчик Денис Шергин — в статье о том, как Unigine из Томска зарабатывает на виртуальной реальности.) Статью проверил: Евгений Абумов , преподаватель GeekBrains